Дизайн интерьера в стиле Рококо

 Стиль рококо иногда не выделяют в отдельный стиль, называя поздним барокко. Действительно, родство форм и основных декоративных приемов очевидно, а по времен ному охвату рококо не сопоставимо с предыдущим стилем: всего лишь эпоха царствования Людовика XV (1720–1765).

Одна ко влияние, оказанное прихотливым и капризным рококо, – достаточный аргумент, чтобы уделить ему внимание. После помпезности барокко на контрасте возникает логичная потребность в камерности, интимности. Меняется философия эпохи: вместо лозунгов – тонкая интрига, вместо решительных преобразований – салонные беседы. Центральное место занимает влиятельная женщина, подобная маркизе де Помпадур, и это смещение центра тяжести повлекло серьезные изменения в интерьере.

Большие парадные залы, лестницы оставшиеся в наследство от барокко, делили ширмами и портьерами на укромные уголки для интимных бесед и дружеских чаепитий. У женщины появляется личная комната – будуар, в которой порой решаются и политические вопросы. Масштаб всего, в первую очередь мебели, уменьшается до соразмерного человеку. В моду входят новые предметы обстановки – трюмо и трельяж (в противоположность огромным барочным зеркалам в пол), картоньерки, столики для письма или вышивания, угловые тумбочки, бюро. Главным же вкладом стиля можно считать изобретение комфортной мебели для сидения: полукруглых диванов, канапе, куше ток, кресла-бержер (с «ушами») и кресла «маркиза», различных пуфов.

Барочное кресло преображается в кресло-кабриоль: те же гнутые ножки, но более широкое и глубокое сиденье, обитые мягкой тканью подлокотники, чуть отклоненная назад спинка. Многие из придуманных в то время предметов сохранились до наших дней без изменений, особенно наследие английского мебельщика Томаса Чиппендейла. Цветовая гамма тоже меняется: после кон трастов барокко наступает пора пастель ной гаммы рококо.

Позолота становится менее «тяжелой» и яркой, деревянную мебель лакируют цветными лаками: белым, зеленым, черным, красным. Самым ключевым отличием нового стиля от барокко стали отход от симметрии в пользу текучих неправильных форм, более утонченные и стилизованные мотивы.

Само название стиля Рококо – это шутливое скрещивание «барокко» и «рокайль» – раковины. Морские мотивы – те же раковины, водоросли, стилизованные морские гребешки, волны, струи фонтанов – становятся очень популярными. Впрочем, как и пасторальная тематика – пейзанки с картин Буше среди цветущих роз и виноградных лоз. Вьющиеся ветви перебираются из сада в интерьеры, образуя изящные резные рамки на стенных панелях буазери (самый известный мастер – Николя Пино). Интерьер впервые решается как целостный ансамбль – все прорисовывается и выполняется в едином стиле: стены, паркетная доска, потолочный плафон, мебель, обивка, драпировки, безделушки на камине, вплоть до дверных ручек.

Нанизанные на анфиладу залы становятся похожими на драгоценное ожерелье: стенные панели, перемежаясь с тонкими резными рамка ми и зеркалами, могут стоить целое состояние, как, например, в знаменитой Янтарной комнате. Мебель, расставленная для удобства общения группами по углам, окончательно отходит от архитектонического принципа – увитая резным декором и покрытая росписью наравне со всем интерьером.

Примета времени – увлечение китайскими мотивами, или шинуазри, легко узнаваемое по ориентальной росписи на мебели темного лака и непременных ширмах. В каждом уважающем себя поместье есть комната с китайским фарфором, позаимствованные у дорогой посуды узоры – туаль де жуи – украшают изразцы на печах, а затем переходят на ткани и обои. Последние тоже появились в эту эпоху, на них, опять таки, китайские мотивы: пионы, соловьи, причудливый орнамент. Расточительность стиля сузила его распространение.

Рококо – забавная игрушка, слишком дорогая и хрупкая, чтобы выдержать натиск времени. И слишком причудливая, чтобы в нее играли долго.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку с вашего сайта.
uСтрой.RU

Оставить комментарий