Изразцовые камины

Казалось, прошлого не вернёшь, но в 2012-м году, когда полным ходом шло восстановление Архиерейского дома, возвращённого церкви, меня пригласили реставрировать изразцовый  камин. Естественно, от казаться от такого предложения я не мог. Как будто сама судьба сводила меня с этим камином.

Ресторация  старинного изразцового камина

Исходными материалами для реставрации были лишь мои фотографии, архивный чертёж камина с размерами и коробка с обломками изразцов, разбитых молотком. Предстояла нелёгкая работа, за которую я взялся вместе с супругой — художником-керамистом и дочерью — художником по куклам.

Для изготовления моделей изразцов мы вы брали скульптурный пластилин, так как пред стояло заново создать рельефы очень сложных форм, свойственных стилю модерн. Это и растительные мотивы, и изображения животных и человека.

Работа началась с проверки всех расчётов и чертежей, определения реальных размеров изразцов и подсчёта количества необходимых форм. Следует отметить, что изначально облицовка камина была собрана из двух разных комплектов изразцов, которые подгонялись друг „ » к другу в процессе монтажа, что несколько усложняло и без того непростую работу.

Рассчитав размеры мастер-моделей с учётом усадки глины, я передал эскизы с расчерченным силуэтом портала и других изразцов в лепку. Этим занялась моя супруга. Работа началась с самых мелких изразцов, чтобы постепенно войти Заливка гипса в опалубку. в стиль, почувствовать его особенности.

В качестве «маячковых» элементов были изготовлены стрекозы на изразцах размером 70×50 мм. Именно на них я потом подбирал нужный оттенок глазури. Затем вылепили изразцы из основного массива, и в последнюю очередь самые сложные — портальный и угловые. В работе над угловыми изразцами участвовала моя дочь.

Поскольку, как говорилось выше, она занимается лепкой кукол, то воссоздать лицо нимфы доверили именно ей. Габариты угловых изразцов потребовали неимоверного количества гипса для изготовления формы.

На каждую половинку формы ушло по 20 литров гипсового раствора. И тогда мы решили снятую форму использовать как чистовую. Она долго «капризничала», пришлось несколько раз мыть её с содой. В конце концов отформовали восемь экземпляров уникального по размерам изразца. В сыром виде при длине 950 мм од но изделие весит 20 кг.

Каждый, кто хоть раз имел дело с глиной, знает, как много времени уходит на сушку форм и изделий, как непредсказуемы изразцы в обжиге. Сушка таких габаритных изделий — дело тонкое и сложное. длится около двух недель в специальном помещении, где нет движения воздуха. Для обжига угловых изразцов пришлось построить специальную узкую и длинную печь с верх ней дверкой. В итоге после всех волнений вышло лишь два изделия требуемого качества.

Думаю, вы поймёте, насколько трепетным было моё отношение к этим уникальным изразцам. Весь процесс восстановления камина — от создания модели до завершения монтажа — занял во семь месяцев напряжённой творческой работы, как и в случае с производством твердотопливных котлов отопления . В результате новый очаг стал практически копией своего предшественника, построенного в конце XIX века. Надеюсь, что возрождённый камин из изразцов, в котором вновь заиграли языки пламени, надолго станет украшением Архиерейского дома!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку с вашего сайта.
uСтрой.RU

Оставить комментарий